Карта сайта
Удивительные насекомые со всей планеты. Описания, наблюдения, фото и многое другое.

Пчелиный язык




Существование языка пчел кажется невероятным, но оно подтверждено бесчисленными экспериментами. Нет сомнения, что пчелы понимают этот язык, — они летят прямо к указанным цветкам, не обращая внимания на другие, растущие ближе или дальше, и не тратя времени на осмотр цветков, в которых нет нектара. Но, как бывает и при передаче информации у людей, всегда находится несколько пчел, неправильно понявших сигналы танца. Несмотря на полученные инструкции, они не летят прямо к цели, а ищут нектар в другой стороне. Но и эти пчелы приносят пользу колонии. Пока основные силы сборщиц брошены на разработку найденного источника, заблудившиеся особи могут обнаружить другое цветочное поле. Так пчелиная семья узнает о новых источниках корма.

Работница, даже если ее перенести в другой улей того же вида, инстинктивно передает информацию и воспринимает танец других пчел. Но у медоносной пчелы несколько разных географических рас; их «диалекты» отчасти отличаются друг от друга. Если пчел, относящихся к разным расам, поместить в один улей, они пытаются сотрудничать, но эти попытки приводят только к путанице. Танец побуждает их вылетать из улья, но, неправильно поняв указания, они летяг не туда. Например, итальянская раса для указания расстояния не более 10 метров использует круговой танец; при расстоянии от 10 до 40 метров узор танца напоминает полумесяц с рожками, направленными в сторону корма. При расстоянии более 40 метров пчела переходит на виляющий танец, но при этом пользуется необычной шкалой скоростей.

В последние несколько лет обнаружилось, что пчелы передают танцами не только информацию об источниках пищи, но и сведения о местах, удобных для устройства гнезда. Когда численность семьи достигает критической точки, старая матка, забрав с собой около половины населения, оставляет соты и запасы пищи под властью новой матки, а сама ищет новое жилище. Отроившиеся пчелы собираются вблизи старого улья в плотный клубок, и вот уже во все направления вылетают разведчицы. Скоро некоторые из них возвращаются с информацией о новых местах для поселения. Виляющим танцем они указывают расположение этих мест. Каждая танцовщица привлекает сторонников, которые летят к указанному месту и осматривают его.

Сообщения начинают поступать в рой со всех сторон — там дупло в дереве, тут трещина в стене пристройки... Отмечено, что один такой рой получил от разведчиц сообщения о 21 подходящем месте. На четвертый день рой заинтересовался местом, расположенным примерно в 400 метрах к юго-востоку. Продолжалось рекламирование и других мест, но танцы их сторонников привлекали все меньше и меньше пчел. Наконец, на пятый день реклама прекратилась, лишь тогда весь рой снялся и полетел занимать участок на юго-востоке.

Виляющий танец не только указывает, как найти разведанное место, но и сообщает о его достоинствах, которые отображаются большей или меньшей оживленностью танцовщиц. Живой танец, рекламирующий подходящее место для строительства нового гнезда, может длиться несколько часов и привлечет больше сторонников, чем медленный и непродолжительный. Чем больше танцовщиц, тем больше пчел вылетает на осмотр места. Если их реакция положительна, по возвращении они активно танцуют и привлекают новых сторонников. Кто выносит окончательное решение? Во всяком случае, не матка. Эксперименты показали, что рой может избрать новое местожительство, даже если матка изолирована за сеткой и контакта между ней и танцовщицами нет. Рой, состоящий иногда из 30 000 пчел, приходит к «единодушному» решению, в котором все работницы, видимо, имеют равный голос.

Таким образом, выбор дома у пчел целиком зависит, если так можно выразиться, от рекламы. Можно ли на нее полагаться? Если пчела оживленно танцует, значит ли это, что она действительно нашла превосходное место? Чтобы выяснить это, исследователи поместили рой на пустошь, где не было ни деревьев, ни других естественных укрытий. Здесь пчелам-разведчицам было предложено несколько ульев разного качества. Пчелы, обнаружившие лучший из них, танцевали оживленно, а те, что осмотрели ульи похуже, «рассказывали» о своих находках без энтузиазма. Вскоре и они полетели осматривать улей, вызвавший оживленные танцы. Осмотр их убедил; они вернулись к рою и присоединились к сородичам. Виляющим танцем они сообщили об окончательном выборе; рой снялся и полетел к лучшему улью.